Задачка с тремя неизвестными

Перед тем как наш герой войдет в школу, небольшой комментарий. Кто он такой – молодой человек, окончивший институт?
Во-первых, как профессионал он еще достаточно слаб – сдавая в институте экзамены, он выучивал факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Как известно, чтобы действительно знать предмет, по нему зачастую надо самому прочитать аудитории курс. Такой практики у молодого человека, естественно, нет.
Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 5–8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется, с другой – этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как ученика, у него опять же нет опыта.
И в третьих (хотя это надо бы по значимости поставить на первое место), он совершенно не понимает, что его первая работа – это десятилетиями сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.
И начинает решаться задачка с тремя вышеописанными неизвестными. На первых порах ему все в учебном заведении улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели – душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются конфликты.

Конфликт первый
УЧЕНИКИ

Впервые входя в аудиторию, преподаватель открывает приготовленный конспект и думает: «Так, тема урока у нас сегодня такая… Начну с этого, перейду к этому, задам такие-то вопросы и т.д.» Но звенит звонок, дети рассаживаются, и… все идет наперекосяк. То, что только что казалось таким интересным, не вызывает никакого оживления у группы, вопрос оказывается слишком сложно сформулирован, и учащиеся его вообще не понимают, потому что привыкший к институтской среде вчерашний студент говорит безумно сложными конструкциями.
Нового преподавателя учащиеся всегда начинают «пробивать», пробовать, что называется, «на слабо». В трудной группе это может принять весьма экстравагантные формы, воспитанные дети проведут этот этап спокойнее. Но он обязательно будет: могут начать стучать или громко говорить, не замечая повышения преподавателем голоса, могут (старшие группы) выдать что-то эпатирующее, могут просто принципиально замолчать, чтобы посмотреть «а что будет?». Для молодого преподавателя, не понимающего, что его просто проверяют, ситуация выглядит как полностью вышедшая из-под контроля и требующая немедленного реагирования.
Усугубляет положение также то, что дети видят человека молодого, интересного: «Ну и что он сделает, если мы…» Если преподаватель с честью выйдет из цейтнота – честь ему и хвала, если в этом эксперименте проиграет – плохо дело: восстановить свой авторитет ему будет очень непросто.
Вообще самая существенная проблема для молодого педагога в первое время работы – это умение «держать группу». Чтобы 25 человек в течение урока были направляемы в нужное русло, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что весь процесс идет легко, свободно и естественно.
Только со временем придет понимание, что преподаватель на уроке – слаломист, которому обязательно нужно пройти ряд обязательных флажков на трассе (опорных пунктов урока), а в остальном можно отдаться на волю детей. Дети как-то подсознательно чувствуют, что преподавателю тяжело, и начинают помогать: с готовностью идут на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту преподавателями, выполняют заданное, своими силами «затыкают» особенно распоясавшихся одногруппников. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними искренний, не равнодушный к ним человек.
Детское тепло, явно или неявно выраженное, молодой преподаватель ощущает очень сильно, и от этого на задний план отступают многие нерешенные проблемы.

Конфликт второй
ТЕКУЧКА

Возвращаясь домой, преподаватель садится работать. С одной стороны, не отпускает так называемая текучка.
Литератор перечитывает объемные тексты, поднимает филологические исследования, проверяет сочинения и на каждое пишет рецензии.
Русист каждый день (!) должен проверять стопку тетрадей (хорошо, если одной группы).
Математик и физик подыскивают и решают занимательные задачки.
Историк должен быть в курсе всех последних событий и исследований. И т.д.
Все это отнимает уйму времени, и, как показывает практика, в первый год желающий работать преподавтель практически не имеет свободного времени – дома или на работе он живет школой.
С другой стороны, он постоянно ощущает необходимость читать. Во-первых, работы по специальности и, во-вторых, художественную литературу, чтобы не ударить в грязь лицом перед учащимися. А в-третьих, он вынужден интересоваться работами по психологии и педагогике – чтобы понять, кто перед ним сидит, как его воспринимают и почему в который раз «такая красивая концепция» из вузовского учебника была встречена учащимися прохладно.

Конфликт третий
КОЛЛЕГИ

Очевидно, что молодой специалист, приходящий в колледж, менее опытен, чем его коллеги, работающие в колледже уже не первый год или даже десятилетие. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учащимися, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом.
Теоретически нормальной была бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым. Но тео­рия, как обычно, расходится с практикой. Не знаю, возможно, это эксклюзивный негативный опыт, но, насколько показывает жизнь, реально передачи опыта не происходит. Много чаще можно услышать: «И чему вас только в институте учили?» или: «Как, вы и этого не знаете?!»
Зачастую, с точки зрения своих коллег, молодой преподаватель не знает «элементарных вещей». При этом в большинстве случаев недавний выпускник вуза бывает значительно более компетентен в специальности, чем закончившие институт за 20–30 лет до него.